+7 (343) 224 4777

Осложнение в виде гиперпигментации кожи после лазерной эпиляции

Лазерная эпиляция – одна из самых эффективных косметологических процедур, позволяющая надолго избавиться от нежелательной растительности на лице и теле. С каждым годом она набирает всё бо́льшую популярность – как у женщин, так и у мужчин.

Методика радует своими результатами большинство, кто решился на процедуру. Однако в некоторых, хоть и редких, случаях после лазерной обработки появляются неприятные побочные эффекты. Один из них – гиперпигментация кожи.

Разбираемся, почему так может произойти и кто виноват, как в последующем можно избавиться от таких пигментных пятен самостоятельно и у косметолога, а также какие существуют способы профилактики этого осложнения.

Риск гиперпигментации на самом деле невелик. В основном, при правильно проведенной процедуре и выполнении рекомендаций врача осложнения не случаются. Однако совсем исключать их нельзя.

Потемнение кожи и появление пятен от светло- до темно-коричневых оттенков может произойти как в результате самой процедуры, так и после нее, если пациент не соблюдал условий реабилитационного периода.

Итак, почему может возникнуть гиперпигментация:

Все случаи связаны с активной работой меланоцитов – клеток, вырабатывающих меланин, пигмент кожи и волос.

Смуглая кожа от рождения

У темнокожих людей количество меланина (а именно эумеланина, коричневого пигмента) в коже и волосах больше, чем у светлокожих. А именно на меланин воздействует лазерная энергия. Но не только на пигмент в волосе, но и частично в коже. Поэтому у людей со смуглой кожей больше риск получить ожог во время лазерной эпиляции (особенно при установке большой мощности аппарата) и дальнейшую пигментацию.

«Свежий» загар

В данном случае работает два принципа действия. Первый – тот же, что и у смуглых людей. Только темная кожа будет не от рождения, а вызвана загаром на солнце или в солярии. Например, человек загорал за 2-3 недели до лазерной эпиляции. Второй случай также подразумевает загар – как до, так и после процедуры. Тут уже возможна поствоспалительная гиперпигментация. Такая возникает в случае ожогов от воздействия ультрафиолета или лазера.

Использование некоторых средств

Речь о препаратах, повышающих фоточувствительность кожи и увеличивающих тем самым риск получения ожогов от ультрафиолета и лазерных вспышек. К таким относятся, например, антибиотики тетрациклинового ряда. Кроме того, есть и наносимые на кожу средства с фотосенсибилизирующим действием (повышающие чувствительность кожи к действию ультрафиолетового излучения). Это, например, некоторые лечебные и косметические средства, а также масла и крема для загара, в составе которых есть битионол, ретинол, октокрилен и др.

Гормональные нарушения

Кожа – гормонозависимый орган. Гормоны отвечают не только за рост волос, но и за пигментацию. На работу клеток кожи, включая меланоциты, влияют половые гормоны: эстроген и прогестерон, а также гормоны гипофиза – тиреотропный, соматотропный и аденокортикотропный. При нарушении баланса этих гормонов может усиливаться выработка меланина. В таком случае увеличивается вероятность получения ожогов и гиперпигментации как от воздействия ультрафиолета, так и от вспышек лазера. Также риск появления пигментных пятен возрастает при приеме гормональных контрацептивов.

Неправильные действия косметолога

Гиперпигментация возможна, если специалист не имеет опыта проведения лазерной эпиляции и допускает ошибки. Например, выставляет слишком большую мощность аппарата и длину лазерной волны, особенно в первые же для пациента процедуры, допускает множество вспышек на одно и то же место. В таком случае есть риск получить ожог и дальнейшую поствоспалительную пигментацию кожи.

Иногда пигментные пятна исчезают или светлеют сами. Например, поствоспалительные.

Однако если они все-таки заметны и портят внешний вид, находятся на открытых участках тела, можно избавиться от них.

В домашних условиях

Самостоятельно удалить пигментные пятна в домашних условиях полностью, скорее, не получится. Но возможно осветлить их и сделать менее заметными.

Есть эффективные средства для домашнего использования. Например, содержащие такие безопасные компоненты как ниацинамид, койевая кислота, экстракт солодки, витамин С.

Однако некоторые косметические средства содержат ингредиенты, которые способны причинить вред здоровью и даже жизни. Один из таких – гидрохинон. Вещество вызывает гибель меланоцитов и может оставить на коже белые (депигментированные) пятна. Но страшнее то, что длительное использование средств с этим компонентом может привести к некоторым видам онкологии. По этой причине в Японии и в европейских странах гидрохинон был запрещен.

Поэтому лучше подбирать отбеливающую косметику со специалистом – косметологом или дерматологом. Врач расскажет, какие средства можно и какие нельзя использовать.

Про безопасные и опасные домашние средства от гиперпигментации читайте в нашей статье.

У косметолога

Более эффективными, нежели домашние средства, выступают косметологические методики удаления или осветления гиперпигментации кожи – аппаратные и инъекционные.

Среди них:

1.  Лазеротерапия. Лучи лазера проникают под кожу в проблемной зоне и разрушают скопившийся меланин. Так пигментация уходит или максимально светлеет.

2.  Фототерапия. Принцип действия – такой же, как у лазера, только под кожу проникают короткие вспышки света определенной длины волны.

3.  Биоревитализация. Представляет собой инъекции препаратов на основе гиалуроновой кислоты и других компонентов. Способствует обновлению клеток, выработке коллагена, что в свою очередь помогает избавиться от пигментации или осветлить ее.

4.  Химические пилинги. Это обновление клеток в поверхностном слое кожи. Помимо отмерших (ороговевших), отшелушиваются и клетки с меланином. При уменьшении количества этого пигмента гиперпигментация осветляется или уходит полностью.

Данные косметологические процедуры проводятся как одиночно, так и в комплексе.

Осложнения всегда проще профилактировать, нежели их лечить.

Чтобы предотвратить появление гиперпигментации, необходимо соблюдать несложные рекомендации:

·    не загорать на солнце или в солярии 14 дней до и столько же после эпиляции;

·    не употреблять препараты, повышающие фоточувствительность кожи;

·    не травмировать кожу в зоне проведения процедуры, избегая воспаление;

·    следить за гормональным балансом, сдавать анализы, посещать эндокринолога;

·    выбирать проверенные клиники или салоны для проведения процедуры.

Что касается последнего пункта, то следует доверять мастеру, имеющему опыт в проведении данной процедуры и медицинское образование, работающему в условиях клиники или салона с действующей лицензией.

В «ЛИНЛАЙН» работают именно такие. И, кстати, мы выполняем уникальную лазерную QOOL-эпиляцию. Она проводится бесконтактно, считается «холодной», не вызывает ни болевых ощущений, ни осложнений, включая гиперпигментацию.