+7 (343) 224 4777

Вросший ноготь: что это, как обнаружить, какой врач лечит

Так бывает, что нашим ногтям требуется не только обычное подстригание, маникюр или педикюр с красивым покрытием, но и лечение.

Эта необходимость появляется при вросшем ногте.

Рассказываем, что это за явление, почему оно случается, как его обнаружить, к какому врачу обратиться и что будет, если не лечить патологию.

Вросший ноготь (онихокриптоз) – это врастание ногтевой пластины в боковой край околоногтевого валика.

Образуется в основном на большом пальце стопы. Встречается как у мужчин, так и у женщин. Чаще всего пациенты с вросшим ногтем обращаются к специалисту весной и летом. Это связано, скорее, с тем, что в этот период люди носят более модельную и порой неудобную обувь.

Однако вросший ноготь может появиться в любое время года. И на это – далеко не одна причина.

Среди них:

1)  расширение полосы росткового слоя ногтевой пластины (в том числе врожденное) – сформировавшаяся широкая ногтевая пластина давит на ногтевой валик;

2)  слишком глубокое срезание углов ногтя – приводит к неправильному росту ногтевой пластины и ее врастанию в мягкие ткани ногтевого валика;

3)  ношение неудобной обуви (тесной, с узким «носом», на высоких каблуках) – происходит сдавливание пальцев обувью, либо на них повышается нагрузка собственным весом, при этом ногтевая пластина вдавливается в кожный валик;

4)  бактериальные и грибковые инфекции ногтей стоп – могут приводить к нарушению правильного роста ногтевой пластины, ее деформации;

5)  длительное ношение гипса или других иммобилизующих устройств – происходит сдавливание пальцев стоп, нарушение кровообращения, обменных процессов и нормального роста ногтя;

6)  врожденные костные деформации стоп – например, синдром Рубинштейна-Тейби, характеризующийся расширением фаланг пальцев и первого пальца кистей и стоп;

7)  приобретенные костные деформации – плоскостопие, вальгусная деформация, переломы пальцев и другие травмы, негативно влияющие на рост и положение ногтевой пластины.

Избыточный вес, в том числе во время беременности, не является истинно причиной вросшего ногтя, но увеличивает риск его возникновения. В этом случае повышается нагрузка на пальцы стоп собственным весом и/или лишней жидкостью (отеки).

Так же и с хроническими заболеваниями, особенно в стадии декомпенсации (сахарный диабет, ревматоидный артрит, подагра, псориаз, гипертония и др.) – они лишь предрасполагают к развитию вросшего ногтя из-за нарушения обменных процессов, кровообращения и не только.

Чтобы выявить у себя вросший ноготь, нужно отследить симптоматику и патогенез проблемы – физические ощущения (жалобы) и внешние проявления в моменте развития патологии.

Пациенты обычно жалуются на боль в области большого пальца стопы, особенно вокруг ногтя, в том числе появившуюся после ношения неудобной обуви или травмы. Также может быть чувство жжения, покалывание, онемение, пульсация. С каждым днем симптомы могут становиться более интенсивными и неприятными.

Внешние проявления будут зависеть от стадии вросшего ногтя:

Стадия 1 – легкая. При ней изменений ногтевой пластины еще нет, но уже есть отечность и невыраженное воспаление ногтевых валиков большого пальца.

Стадия 2 – умеренная. При ней происходит отек, покраснение, более выраженное воспаление тканей околоногтевых валиков, «наплыв» тканей на ногтевую пластинку, боль, ногтевая пластинка становится тусклой и утолщается.

Стадия 3 – тяжелая. При ней околоногтевые валики становятся более отечными и покрываются гипергрануляциями (разрастание ткани в ответ на воспаление и травму, в том числе по типу «дикое/сырое мясо»), появляется гной, ногтевая пластина истончается, становится ломкой и подвижной.

Если своевременно не начать лечение вросшего ногтя, могут появиться серьезные осложнения. Все они связаны с развитием инфекционно-воспалительного процесса и его проникновением в более глубокие ткани.

В чем это проявится:

1)  лимфаденит и/или лимфангит – происходит распространение инфекции в лимфатические узлы и/или лимфатические сосуды, их воспаление, при этом требуется комплексное лечение, включающее в том числе противовоспалительную и антибактериальную терапию;

2)  абсцесс большого пальца стопы – помимо отека и покраснения концевой фаланги, возникает полость с гнойным содержимым, проблема требует хирургического вмешательства;

3)  остеомиелит концевой фаланги пальца – патология, при которой инфекция переходит на кость и требует в том числе хирургическое лечение, а в некоторых случаях (при позднем обращении) доходит и до ампутации фаланги пальца;

4)  гангрена большого пальца стопы – формируется некроз (отмирание) мягких тканей стопы, при котором единственным возможным способом лечения становится ампутация концевой фаланги или всего пальца.

Самостоятельное лечение вросшего ногтя, если вы не врач, лучше не практиковать. Это может привести к осложнениям или не дать положительного результата.

Следует обратиться к врачу – хирургу или подологу (линк на статью про подолога).

Учитывая стадию патологии, специалист назначит лечение, которое может включать и врачебные процедуры, и домашний уход.

На начальной стадии можно обойтись консервативными методами, которые включают следующее: снижение нагрузки на пальцы стоп, ограничение ходьбы и занятий спортом, ношение удобной свободной обуви (без каблуков и узких мысов), ежедневная гигиена стоп, компрессы с антисептическими растворами.

На умеренных стадиях применяется уже другое лечение. Оно подразумевает наложение на ногтевую пластину скоб (скобы Фрезера), титановых нитей или пластин. Они позволяют вывести края ногтя (приподнимают их) из ногтевой пластины и выровнять ее. Для изготовления индивидуальных скоб в том числе используют инновационное подологическое устройство UniBrace.

На запущенной стадии необходимо хирургическое лечение: краевая резекция (частичное отсечение) ногтевой пластины, в том числе и с резекцией ногтевого валика, а также полное удаление ногтевой пластины. Процедуру выполняют в амбулаторных условиях клиники под местной анестезией. Иногда требуется ампутация фаланги или всего пальца стопы (под внутривенным наркозом).