Рождение и смерть фракционного фототермолиза
Еще недавно об «успехах» фракционного фототермолиза в омоложении кричали все женские журналы. Теперь же о нем слышно все меньше и меньше.
Олицетворение метода, его «звезда» – бренд Fraxel – ушел в тень. Последние новости на официальном сайте www.fraxel.com датированы сентябрем 2012 года. А в конце 2014-го раздел «новости» с этого сайта вообще был удален (вероятно, по причине их полного отсутствия).
Что произошло? Мы провели небольшое расследование.
ПРИЧИНА № 1, самая главная: «Много шума из ничего»
На самом деле фракционный фототермолиз (далее – ФФ) – это продукт маркетинга, а не новая инженерная разработка. «Фракционность» подразумевает воздействие не на всю поверхность, а на ее часть. То есть луч лазера оставляет какую-то часть кожи необработанной – в основном для снижения болезненности ощущений. Обычно предлагалось пройти по коже от трех до восьми раз, но в итоге термическому шоку подвергались те же 100% кожи, что и обычно. При отсутствии серьезной научной базы все было рассчитано на неосведомленность конечных потребителей.
Десятки миллионов долларов, вложенные в рекламу, позволили ФФ продержаться на слуху довольно долгое время. «Отцы-основатели» выгодно продали акции компании Reliant на самом пике их стоимости, а сама компания долгое время показывала убыток, после чего была перепродана уже два раза.
ПРИЧИНА № 2, «Всё тайное становится явным»
В 2004 году, когда появился бренд Fraxel, Интернет не играл еще такой роли, как сейчас. По мере роста популярности Facebook, а также сайтов с реальными отзывами пациентов (таких, например, как крупнейший американский портал Realself.com) стало невозможно сохранять в тайне реальную эффективность фракционных технологий. И, что самое главное, общественность узнала о многочисленных случаях появления побочных эффектов – гипертрофических рубцов, пигментных пятен, дистрофии подкожно-жирового слоя кожи и др. Кроме того, FDA (U.S. Food and Drug Administration, аме- риканский аналог минздрава) завел специальную базу – Adverse Event Reports, где пациенты и врачи могут сделать официальное заявление о нежелательных побочных последствиях от применения той или иной технологии. В этой базе уже содержатся сотни подобных случаев.
ПРИЧИНА № 3, «Опять эти китайцы!»
Как уже говорилось, сама по себе технология ФФ не имела реальной новизны и достаточного технического уровня, чтобы быть запатентованной во всем мире для защиты от конкурентов. Поэтому предприимчивые китайцы наладили массовое производство полностью аналогичных лазеров по демпинговым ценам, что привело в конечном итоге к падению цен на данную услугу. А как только услуга вытесняется из премиального сегмента, массовый потребитель уже не верит в заявления из серии «это хорошо, потому что популярно в Голливуде». Клиентам нужен лишь гарантированный реальный результат, отсутствие боли и побочных последствий. ФФ не дал им ни первого, ни второго, ни третьего.