Можно ли колоть ботокс при беременности?

Ботокс (ботулинический токсин типа А) широко используется в косметологии для уменьшения морщин и лечения некоторых медицинских состояний. Ботулотоксин хорошо исследован на безопасность и применяется в косметологии больше 40 лет. Однако у него, как у любого препарата, есть ряд противопоказаний.

Принцип действия ботокса:

1. Блокирование нервных сигналов

Ботокс временно блокирует высвобождение нейромедиатора ацетилхолина в нервно-мышечных соединениях. Ацетилхолин необходим для передачи сигналов от нервов к мышцам.

1. Расслабление мышц

После блокировки высвобождения ацетилхолина мышцы перестают получать сигналы к сокращению. Это приводит к временному расслаблению мышц, что снижает или устраняет морщины, вызванные их сокращением.

Косметическое применение основано на этом механизме. В эстетической медицине ботокс чаще всего используется для разглаживания мимических морщин на лице, таких как горизонтальные морщины на лбу, «гусиные лапки­» вокруг глаз и вертикальные складки между бровями. Действие ботокса недолгое и полностью обратимое.

Также у ботокса есть и терапевтическое применение. Ботокс используют для лечения различных медицинских состояний, включая хроническую мигрень, чрезмерное потоотделение (гипергидроз), спастические расстройства.

Эффект от ботокса обычно длится от 3 до 6 месяцев. После этого мышцы постепенно восстанавливают свою активность, и процедуру можно повторить. Даже после многократного использования мышцы все равно восстанавливают способность сокращаться.

Аллергические реакции. Наличие аллергии на компоненты препарата или предыдущие реакции на инъекции ботокса.

Неврологические заболевания. Некоторые заболевания, такие как амиотрофический боковой склероз (АЛС), миастения, эпилепсия, могут усугубляться при использовании ботокса.

Беременность и период лактации. Нет исследований, подтверждающих безопасность ботокса для беременных или кормящих женщин, так как их невозможно было провести по соображениям безопасности. Поэтому использование ботулотоксина не рекомендуется. Врач-косметолог, который заботится о вашем здоровье и применяет безопасные методики, не сможет провести данную процедуру.

Другие противопоказания:

Инфекции на коже. Наличие активных кожных инфекций или воспалений в предполагаемых зонах инъекции.

Склонность к кровотечениям. Состояния, связанные с нарушением свертываемости крови или прием антикоагулянтов, не являются однозначным противопоказанием. Однако они могут увеличить риск кровотечений и синяков.

Заболевания глаз. Например, глаукома или недавно перенесенные операции на глазах.

Хронические заболевания. Некоторые хронические заболевания, в частности аутоиммунные заболевания, могут взаимодействовать с эффектами ботокса.

Лекарственные взаимодействия. Некоторые лекарства, включая антибиотики, витамины, релаксанты мышц и другие нейротоксины, могут взаимодействовать с ботоксом, усиливая или ослабляя его эффект.

Поэтому перед инъекциями ботокса врач-косметолог обязан уточнить, не беременна ли пациентка. В случае беременности вводить ботулотоксины нельзя, о чем мы всегда информируем пациентов.

Так как отсутствуют исследования не только ботокса, но и практически всех инъекционных препаратов во время беременности, можно рекомендовать только те средства, которые гарантированно не нанесут вреда. Либо это процедуры без аппаратных вмешательств (будь то лазер, воздействие ультразвука или иное), либо мягкие косметические средства, которые действуют поверхностно.

• Легкий массаж лица без использования аппаратных методик. Ручной массаж лица либо с применением скребка Гуаша, массажного ролика. Но не мезороллера: он может оставить небольшие проколы на коже, а в период беременности восстановление может идти дольше
  • Фейс-фитнес. Простые упражнения в течение нескольких минут могут уменьшить отечность лица, улучшить тонус кожи.
  • Привычные косметические средства для очищения, увлажнения и питания кожи. Например, тоники, кремы, маски и скрабы, не содержащие кислот, арбутина, ретинола или иных активных компонентов.
  • Натуральные масла для кожи и волос –  масло какао, жожоба, персиковое и др. Но не эфирные масла: они имеют резкий запах, могут вызвать головную боль или аллергическую реакцию. Их можно использовать только в том случае, если вы уже знакомы с этим продуктом и уверены в отсутствии аллергии.

Практически все аппаратные, лазерные и инъекционные методики противопоказаны при беременности и кормлении грудью. Поэтому мы рекомендуем применять только домашние средства, а к уходу у косметолога возвращаться после завершения периода лактации.