Желчный пузырь и красота кожи: где связь

На красоту, молодость и здоровье нашей кожи влияют не только внешние, но и внутренние факторы. В частности – состояние и работа внутренних органов. И один из таких органов – желчный пузырь.

Разбираемся, что он собой представляет и какую роль он выполняет в нашем организме, какие его «неполадки» часто приводят к ухудшению состояния кожи, как их распознать и постараться предотвратить.

Желчный пузырь – это один из органов пищеварительной системы.

Представляет собой небольшой «мешочек» грушевидной формы, расположенный в брюшной полости, под правой реберной дугой, и соединенный с печенью желчевыводящими протоками. В норме у взрослого человека этот орган имеет объем от 50 до 70 мл, длину – 6-12 см, ширину – 3-5 см, толщину стенки – до 4 мм.

В нашем организме желчный пузырь играет одну из важнейших ролей.

Какие же функции выполняет этот орган? Он накапливает желчь, доводит ее до нужной «кондиции» и далее выделяет ее в кишечник (двенадцатиперстную кишку) при поступлении в организм пищи.

Желчь – жидкость желтого, коричневого или зеленоватого цвета, вырабатываемая клетками печени, но хранящаяся в желчном пузыре, и необходимая для нормального переваривания питательных веществ.

Функции желчи:

1)  участвует в расщеплении и усвоении жиров, поступающих из пищи в организм;

2)  влияет на усвоение жирорастворимых витаминов (D, K, А, E и др.);

3)  активирует ферменты поджелудочной железы, нужные для переваривания белков;

4)  активизирует моторику кишечника для продвижения и выведения продуктов метаболизма с каловыми массами;

5)  в том числе отвечает за выработку половых гормонов и гормонов надпочечников;

6)  участвует в борьбе с инфекциями (паразитами, микробами, бактериями);

7)  выводит холестерин, билирубин и ряд других веществ из организма;

8)  препятствует снижению тонуса нижнего пищеводного сфинктера и дальнейшему забросу содержимого двенадцатиперстной кишки в желудок (дуоденогастроэзофагеальный рефлюкс).

Нарушения в работе желчного пузыря могут быть такими:

·    дефицит качественной желчи,

·    повышенная вязкость желчи,

·    изменение ее состава,

·    нехватка жирных кислот желчи,

·    замедленный выход желчи,

·    застой желчи.

Во-первых, это приводит к таким патологиям как желчекаменная болезнь (образование конкрементов или камней в желчном), холецистит (воспаление желчного пузыря), холангит (воспаление желчных протоков), дискинезия желчевыводящих путей (нарушение моторики желчного пузыря и желчных протоков, препятствующее нормальному отхождению желчи), холестероз (накопление холестерина на стенках желчного пузыря), холецистэктомия (удаление желчного пузыря) и др.

Во-вторых, это приводит к ухудшению состояния кожи, забирая у нее здоровье, красоту и молодость.

К примеру, возможно следующее:

Дефицит жиров

А значит, сухость и повышение чувствительности кожи, потеря эластичности и упругости, тусклость, зуд и не только.

Происходит это из-за нарушения усвоения организмом жиров из пищи и жирорастворимых витаминов. Жиры же в свою очередь нужны коже для строения клеток, а также функционирования гидролипидной мантии – барьера, защищающего кожу от внешних негативных факторов и удерживающего влагу.

При нехватке жиров также нередко возникают ранние морщинки, атопический дерматит, фолликулярный гиперкератоз (гусиная кожа) и фотодерматоз (так называемая аллергия на солнце, возникающая из-за дефицита вит. D).

Снижение иммунитета

Как общего, так и местного (кожного).

Из-за этого организм хуже справляется с инфекциями – бактериальными, вирусными, грибковыми, выводом токсинов. Происходить это может из-за любых нарушений в работе желчного пузыря, что мы перечислили выше.

Приводит к тусклости кожи, возникновению угревой болезни (снижение иммунитета кожи в сочетании с нарушением ее гидролипидной мантии), долгому заживлению любых ранок с последующим образованием рубцов (в сочетании с нехваткой жиров, коллагена и эластина).

Гормональные проблемы

Гормональный дисбаланс также возможен из-за различных проблем с желчью. Например, при которых происходит нарушение нормального синтеза половых и гормонов надпочечников.

В этом случае возможны такие патологии кожи как акне – при повышении уровня тестостерона и кортикотропин-лизинг гормона, гиперпигментация – при эстрогендоминировании, ранние морщины, сухость и истончение кожи – при снижении уровня эстрогенов.

Сосудистые патологии

При снижении сократительной способности желчного пузыря в нем происходит застой желчи. Холестерин из этой желчи всасывается в стенку желчного пузыря и концентрируется в ней. Кроме того, в целом повышается синтез холестерина. Он вместе с жиросодержащими белками откладывается на стенках кровеносных сосудов. Возникает атеросклероз. Такое бывает и при удалении желчного пузыря.

Эти ситуации могут привести к ухудшению кровообращения в общем русле, включая капилляры. Из-за этого кожа хуже снабжается кислородом и питательными веществами, тонус сосудов ухудшается. Возможно появление варикоза, купероза и розацеа.

Заподозрить нарушение работы этого органа можно по некоторым симптомам и проявлениям

Например, этим:

·    болевые/покалывающие ощущения в правом подреберье, в т.ч. вне приема пищи;

·    нарушение «стула» (диарея, запор), особенно после приема жирной пищи;

·    липкий «стул» (когда приходится пользоваться ершиком для очистки унитаза);

·    изменение цвета кала на более светлый, а мочи – на более темный;

·    горечь во рту, отрыжка, тошнота, изжога, тяжесть в животе;

·    приобретенный желтый оттенок кожи и склер глаз;

·    появление высыпаний на коже, ее сухости, зуда, купероза и др.;

·    неприятный запах изо рта.

Возникать проблемы с желчным могут из-за неправильного (несбалансированного, безжирового, редкого, фаст-фудного) питания, малого употребления жидкости и злоупотребления алкоголем, малоподвижного образа жизни, хронического стресса, заболеваний обмена веществ (например, сахарного диабета), анатомических особенностей строения желчного пузыря (например, загиба) и других причин. Зачастую их сразу несколько.

Диагностировать конкретную патологию желчного пузыря, если вы не врач, вам вряд ли удастся. И не нужно этого делать. Особенно назначать лечение. Следует обратиться к врачу – а именно гастроэнтерологу.