+7 (343) 224 4777 Поиск

Аллергия, розацеа или что-то иное: откуда красные пятна на лице и как от них избавиться

Кожа на лице – нежная и постоянно подверженная негативному влиянию внешних и внутренних факторов. Сухость, акне, морщинки – это еще не все, что может появиться на ней. Также встречается и эритема (или гиперемия) – покраснение кожи, связанное с сильным приливом крови в капилляры.

Розовый румянец на щеках считается признаком общего здоровья и нормального состояния кожи. Однако некоторые замечают у себя на лице именно красные пятна. Это может быть простой реакцией на стресс, а иногда – специфическим признаком какой-то «поломки» в организме.

Разбираемся, из-за чего может краснеть кожа на лице, какие при этом бывают симптомы, к какому врачу обратиться и что можно сделать с красными пятнами.

Итак, покраснение кожи лица, в том числе в виде пятен, может быть нормальной физиологической реакцией организма на некоторые факторы. А может быть и симптомом некоторых патологий в организме.

Нормальная реакция бывает на:

1.  Погоду – перепады температуры воздуха на улице и в помещении, сильный мороз, снег, дождь, ветер. Происходит либо внешнее воздействие на кожу и локальный прилив крови к поверхностным капиллярам, либо смена температурного режима окружающей среды и, соответственно, тела тоже. Это проявляется в покраснении покровов.

2.  Нагрузку – физическую и эмоциональную. При занятиях спортом ускоряется кровообращение во всем сосудистом русле организма. Прилив крови к капиллярам в верхнем слое кожи дает ей более яркую окраску. При нервном возбуждении может возникать идиопатическая эритема (блашинг-синдром) – состояние, когда человек боится покраснеть на публике и в итоге краснеет. Из-за активной работы вегетативной (а именно симпатической) нервной системы расширяются сосуды, кровь приливает к коже, наблюдается ее внешнее покраснение. Равномерное и обширное или в виде пятен.

3.  Ультрафиолет – при ожоге от воздействия солнца или ламп солярия. Такая эритема развивается в течение нескольких часов после загара и может быть в виде пятен. УФ-лучи при длительном и интенсивном воздействии на кожу способны вызвать ожог. В качестве иммунного ответа на него клетки эпидермиса вырабатывают большое количество «белков воспаления» и через час после загорания погибают. Далее UVA-лучи проникают в дерму и вызывают в том числе вазодилатацию – расширение кровеносных сосудов из-за расслабления их стенки. Это приводит к внешне заметному покраснению кожи.

4.  Механическое воздействие – массаж и иные процедуры с точечным воздействием на кожу, бритье/эпиляция/депиляция, выдавливание прыщей и др. Все это вызывает естественный прилив крови к поверхностным капиллярам. Это проявляется в виде покраснения кожи, в том числе локального (пятна).

5.  Термические и химические агенты – горячие и химические вещества, вызывающие ожог кожи. При контакте с чем-то горячим или едким (щелочи, кислоты, в том числе при пилингах) происходит механическое повреждение кожи и даже ее глубоких слоев, развитие воспаления. Это проявляется, помимо прочего, и в локальном покраснении.

6.  Прием алкоголя – такие напитки также вызывают расширение сосудов и усиленный прилив крови, в том числе к поверхностным капиллярам. Это приводит к общему или локальному покраснению кожи.

Как проявление возможной патологии:

1.  Аллергия – на продукты питания, лекарства, косметические средства, укусы насекомых, шерсть животных, растения, ультрафиолет и т.д. При воздействии на кожу данных агентов иммунная система (при неправильной своей работе) отвечает выбросом гистамина. Это вещество расширяет мелкие кровеносные сосуды, повышает их проницаемость и вызывает основные симптомы аллергии, включая покраснение кожи.

2.  Розацеа – это воспалительное заболевание кожи. Оно проявляется постоянным расширением капилляров на поверхности кожи, ее покраснением (высыпаниями в области лба, век, носа, щек). Розацеа может иметь наследственную природу возникновения, а также появиться из-за гормональных сбоев и патологий в сердечно-сосудистой системе, иммунных нарушений.

3.  Различные инфекции – вирусная эритема Розенберга (встречается у детей и людей в возрасте до 25 лет), вирус Эпштейна-Барр (вирус герпеса 4 типа), узловатая эритема и многие другие. Покраснения инфекционной природы развивается из-за воспаления с усилением кровотока в поверхностных капиллярах. Это защитная реакция организма на патогенные микроорганизмы и те токсины, которые они выделяют.

4.  Сердечно-сосудистые заболевания – гипертония, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца и др. Покраснения на лице появляются, когда кровь в большом количестве поступает к мягким тканям головы. Это может быть связано с повышением тонуса нервных волокон, которое приводит к ускорению движения крови по сосудам. Также возможно и при уменьшении тонуса нервных волокон. В таком случае сначала кровообращение временно замедляется, а затем резко восстанавливается.

Это только примерный список возможных (наиболее распространенных) патологий, при которых могут появляться красные пятна на лице. В каждом индивидуальном случае необходимо обращаться к врачу для точной диагностики и при необходимости назначения лечения.

Будут или нет какие-то еще симптомы, кроме визуального покраснения, зависит от причины появления и вида пятен на лице.

При нормальной физиологической реакции организма (на стресс, спортивные тренировки, погоду и др.) зачастую происходит только покраснение кожных покровов, иногда – временное (не связанное с заболеваниями) повышение температуры тела, потоотделение.

А вот в ситуациях, связанных с патологиями, возникают и другие симптомы.

Разберем на примере некоторые из них.

Аллергия (на что угодно)

·    отечность и зуд пораженного участка,

·    жжение, сухость, шелушение кожи,

·    слезотечение и удушье,

·    боль в животе, тошнота, рвота, диарея.

Ожоги (солнечные, химические, термические)

При них может наблюдаться:

·    боль и жжение зоны ожога,

·    отечность и зуд пораженного участка,

·    повышение температуры тела,

·    тонкостенные пузыри с содержимым,

·    шелушение кожи и интенсивное отслаивание ее верхнего слоя,

·    тошнота и снижение артериального давления.

Гипертония (стойкое повышение артериального давления)

·    слабость, усталость, головокружение,

·    сильная головная боль,

·    боли в области сердца,

·    тошнота и рвота,

·    отеки конечностей и лица,

·    мелькание мушек перед глазами,

·    носовые кровотечения.

Розацеа (расширение мелких сосудов)

При ней может наблюдаться:

·    отечность лица – из-за расширения сосудов в ткани просачивается плазма,

·    фима – разрастание соединительной ткани, сосудов и сальных желез,

·    папулы и пустулы – розово-красные узелки, в том числе наполненные гноем,

·    зуд, ощущение покалывания или жжения в области покраснения,

·    чувство стянутости кожи, ее шелушение и утолщение,

·    слезотечение, сухость или покраснение глаз.

Какой способ борьбы выбрать, также зависит от вида и причины появления пятен.

Физиологические и аллергические уходят самостоятельно, если убрать вызывающий их агент/причину – закончить спортивную тренировку, не загорать, не употреблять препараты/алкоголь и не пользоваться косметикой, которые спровоцировали реакцию кожи в виде красных пятен. В случае с аллергией иногда требуется помощь специалиста – для выявления аллергена и назначения терапии.

С ожогами необходимо обратиться к врачу-дерматологу. Он проведет необходимую санацию, покажет, как и чем в дальнейшем обрабатывать пораженные участки. Также, возможно, назначит употребление препаратов внутрь – обезболивающих, противовоспалительных, антигистаминных и др.

С сердечно-сосудистыми и инфекционными заболеваниями также обязательно обращение к врачу – кардиологу, инфекционисту или терапевту. Самостоятельное лечение патологий может усугубить их течение. А при правильной терапии – улучшит общее состояние организма и, скорее всего, избавит от красных пятен на коже.

Некоторые сосудистые образования на коже – розацеа, купероз, «сосудистые звездочки» и т.д. можно убрать или сделать почти не заметными с помощью косметологии.

В «ЛИНЛАЙН» для этого мы применяем запатентованные нами лазерные технологии. Процедуры проводим на уникальном аппаратном комплексе Multiline с использованием инновационного «холодного» лазера.

Лазерная энергия, не затрагивая окружающие ткани, воздействует только на поврежденные, т.е. расширенные, сосуды – за счет особой частоты. Луч проникает в расширенный сосуд и коагулирует (запаивает/склеивает) его. Так сосудистые образования исчезают. Только не сразу же после процедуры. После нее сосуды приобретают более выраженный оттенок, на коже возникает временное покраснение. Это нормальная реакция, которая сохраняется недолго. Вскоре проблема исчезает.

Иногда требуется несколько процедур, интервал между которыми определяет врач индивидуально для каждого пациента.